Образовательная область "Ребенок и природа"

Научно-методическое обеспечение образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования

22.10.2020

Научно-методическое обеспечение образовательной области

 «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования

 

 1 младшая группа

  1. Рублевская, Е.А. Малыши в мире природы (от 2 до 3 лет) / Малыя ў свеце прыроды (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским/ белорусским языком обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 24с. рус. + 24 с. бел: 32 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

2 младшая группа

  1. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения /Е.А. Рублевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 128 с.: ил.
  2. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет) / Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения/ Е.А. Рублевская.– Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 24 с. рус. + 24 с. бел. 28 л. ил.
  3. Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха.– Минск: Аверсэв, 2016, 2018. –118 с.
  4. 4.Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Стреха. – Минск: Аверсэв, 2016–2019. – 64 с.

Средняя группа

  1. Петрикевич, А.А. Умней-ка. 4-5 лет. Знакомство с природой: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – 63 с.: ил.

Старшая группа

  1. Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубініна. – 2-е выд. – Мазыр: Белы Вецер, 2016. – 133, [3] с.
  2. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб. ­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016, 2017. – 255 с.
  3. Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016–2019. – 48 с.: ил.

 

свернуть

Консультация для педагогов "Работа с воспитанниками по реализации задач образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования"

22.10.2020

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Работа с воспитанниками по реализации задач образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования

 

    Реализация задач данной образовательной области обеспечивается посредством организации разных видов детской деятельности. В специально организованной деятельности это как занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», так и занятия по другим образовательным областям, куда включаются задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. В нерегламентированной деятельности это экскурсии, прогулки, наблюдения, решение проблемных ситуаций и задач, задания и трудовые поручения, познавательные беседы, игры, чтение природоведческой литературы и мн. др.

     Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-викторина, занятие-игра, и т.д. На таких занятиях широко используются: блиц-опрос (предварительно повторяется материал, необходимый для изучения новой темы); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») практическая работа и поисковая деятельность; игровые приемы.

   Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

      Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Необходимо учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

  Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

     Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

     Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание отводится здесь опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например, очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух, и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

  В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Игры "Пищевые цепочки водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?», «Гимн природе» используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а для более младших воспитанников актуальными будут такие игры, как «Чудесный мешочек», «Чьи детки на ветке?», «Отгадай-ка» и мн.др.

 

Заместитель заведующего по основной деятельности   Л.Г. Кукк

свернуть

Уход за комнатными растениями в детском саду

27.10.2020

Растения уголка природы

27.10.2020

Растения уголка природы 

2-ой младшей группы

Растения уголка природы 

средней группы

Растения уголка природы 

старшей группы

свернуть

Деловая игра для педагогов "Знатоки природы"

30.10.2020

                                                                                                                              КУКК ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА,

                    заместитель заведующего по основной деятельности

                        ГУО «Ясли-сад №5 г. Ивацевичи», Ивацевичского района

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ        ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

 

Цель: оказание методической помощи педагогам учреждений дошкольного образования по вопросу воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: выявление возможностей педагогов учреждения дошкольного образования в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, концентрация внимания педагогов на главных аспектах проблемы, улучшение качества работы педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, развитие коммуникативных навыков, взаимопонимания между участниками деловой игры.

Предварительная работа

  1. Ознакомление участников с планом работы.
  2. Подбор и изучение литературы по теме занятия.
  3. Консультирование по теме.
  4. Подготовка раздаточного материала.

Ход занятия:

Педагоги знакомятся с планом работы, определяется продолжительность работы, её содержание.

  1. Актуализация темы, «погружение» в игру, вступительная беседа:

Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Природа, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается…».

Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Нам необходимо быть интересными собеседниками, много знать и передать знания детям так, чтобы в их сердцах поселилась любовь и желание созидать.

  1. Распределение педагогов на группы.

Цель: создание оптимальных условий для взаимодействия участников деловой игры

 

  1. Выполнение игровых заданий

А) Педагогическая разминка.

Кроссворд «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой»

По горизонтали:

  1. Практический метод (Игра)
  2. Наука об отношении растительных и животных организмов между собой и окружающей средой, изучающая все сложные взаимосвязи в природе. (Экология)
  3. Целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (Наблюдение)
  4. Объект уголка природы (Птицы)
  5. Форма организации труда в природе (Дежурство)

11.Наблюдение, проводимое в специально организованных условиях (Опыт)

По вертикали:

  1. Основная экологическая задача (Природоохранная)
  2. Основная форма обучения детей (Занятия)
  3. Целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей (Трудовая)
  4. Итог деятельности (Результат)
  5. Вид ухода за объектами уголка природы (Мытьё)

Начинает заполнять кроссворд ведущий (заместитель заведующего по основной деятельности). Далее 2 команды педагогов заполняют кроссворд по вертикали и горизонтали самостоятельно. (Проверка   правильности заполнения кроссворда.)

Б) Задание «Экология в моём представлении –это…»

Каждому из участников предлагается завершить фразу: «Экология в моём представлении –это…» Игра должна проводиться в быстром темпе. Ведущий в конце подводит итог, подчёркивая, как много интересных мнений прозвучало.

 

В) Разработка конспектов занятий по образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования

(старший дошкольный возраст.)

Тематика занятий определяется в соответствии с жеребьёвкой. По окончании работы ведущему презентуются результаты. Происходит коллективное обсуждение. В итоге работы с учётом всех предложений определяется оптимальный вариант конспекта занятия.

Г) Просмотр видеозаписи нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с последующим её анализом (по самостоятельно разработанной группами схеме).

Для оценки результатов работы каждой группы используется методика «Вертушка общения» (одна группа представляет результаты выполнения задания, вторая оценивает и т.д.)

Д) Игра «1х2х4х8»

Ведущий предлагает каждому участнику на листе бумаги записать три основных показателя воспитания основ экологической культуры детей дошкольного возраста (согласно учебной программе дошкольного образования) Затем рассчитаться на 1-ый -10-ый и объединиться в пары по схеме: 1-1, 2-2 и т.д. Затем педагоги в парах знакомят друг друга с результатами своей работы и согласовав свои решения, стараются найти общий ответ. Они составляют новый список из трёх показателей воспитания основ экологической культуры детей. Список может включать старые наработки или быть принципиально новым. Завершив работу по парам, педагоги объединяются в «четвёрки», чтобы обсудить списки, которые получились в результате работы по парами выработать новое решение, то есть составить общий список из трёх показателей. Следующий этап - «четвёрки» собираются в «восьмёрки». Когда работа закончится, ведущий предоставляет слово каждой группе с целью презентации полученного результата.

Е) Разработка методических рекомендаций по теме деловой игры

Педагогам предлагается принять участие в разработке рекомендаций по теме деловой игры. (Совместная работа всех групп педагогов)

  1. «Выгружение» из игры

Цель: определение степени удовлетворённости участников проведённой деловой игрой и принятыми рекомендациями.

Рефлексия.  

Интерактивная методика «Всё в твоих руках»

Педагоги на листе бумаги обводят левую руку.

Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение.

Большой палец - для меня было важным и интересным…

Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний - мне было трудно (мне не понравилось) …

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец - для меня было недостаточно…

В конце ведущий задаёт вопрос: «За что вы могли бы себя похвалить?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Национальный институт образования. - 2019.- 479 с.
  2. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно - метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012. – 64 с. - (УМК «Мои первые уроки»)

 

свернуть