Образовательная область "Элементарные математические представления"

Консультация для педагогов: Изучаем математику с интересом

   Математика – один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники?  Они не знают, что математика – трудная дисциплина. И не должны об этом узнать. Наша задача, как педагогов- научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы. Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формальная, затянутая по времени, не может принести детям никакой пользы, так как снижает интерес ребёнка к играм и к самому процессу обучения.  В работе с воспитанниками математические игры необходимо использовать как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Наиболее целесообразно использовать математические игры и игровые приемы в режимных моментах, в непринуждённой обстановке. Например, утренний приём детей: выясняем, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и т. д. Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в две или три колонны, считаем по ходу количество сделанных упражнений, определяем правую, левую стороны, верх, низ при выполнении упражнений закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, закрепляем понятие правая рука, левая рука. В уголке природы, в календаре наблюдений отмечаем день недели, месяц, погоду и т.д. пользуясь знаниями о временах года, месяцах, днях недели. Ежедневно, перед занятиями, повторяем с детьми какой сегодня день недели, какой по счёту, какой был вчера, какой день недели между четвергом и субботой, сколько дней в неделе, повторяем названия месяцев, времена года, их последовательность. разучиваем стихи, потешки, считалки о днях недели, временах года, частях суток. Ежедневно перед завтраком уточняем, какая часть суток, напоминаем, что утром завтракаем, днем обедаем, вечером ужинаем. Используем тематические физкультминутки по ориентировке, например,

 

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал, (изображаем рисование)                                                    

В среду долго умывался, («умываемся»)                                    

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)                                      

В пятницу я прыгал, бегал. (прыгаем)                                     

Очень долго танцевал (кружимся на месте)                                     

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

 

Во время дежурства по столовой: дежурные дети раскладывают тарелки, столовые приборы, салфетницы по количеству детей. Перед этим они определяют количество детей, сидящих за столом, кто, где сидит. Можно задать вопрос: «На какую геометрическую фигуру похожи салфетки, тарелки, обратить внимания ребенка на соотношение кружек и ложек (кружек столько, сколько ложек, их равное количество, поровну)». Закрепить умение ставить кружку в верхний правый угол, ложку положить под кружкой справа. Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты– овальные, запеканка – квадратная. Во время второго завтрака детям часто дают фрукты, изучаем понятие «Целое и часть».

При одевании-раздевании на прогулку: сравниваем, чей сапог больше, прикладывая подошвы друг к другу, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сапог на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды.

Подвижные игры с математическим содержанием на прогулке: «Много-мало», «Большой-маленький», «Найди свой домик», «День-ночь» «Кто быстрее?» (встают в круг по 2, по 3, по 4человека) и т.д. Дать детям задания, типа: «Давай сосчитаем, сколько деревьев растёт на нашем участке ", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько окон в этом здании?" и т. д.

Вечер: индивидуальная работа в тетрадях по математике, выполняем пропущенные детьми занятия. С детьми младшего возраста: собираем пазлы, играем в строительные игры с мелким и крупным конструктором (закрепляем цвет, счёт, количество, величину, форму и т.д.)

Используемая литература:

Учебная программа дошкольного образования. -Минск: Нац.ин-т образования, 2019

Заместитель заведующего по основной деятельности Л.Г. Кукк
свернуть

Создание уголка занимательной математики в учреждении дошкольного образования

Л.Г. Кукк, заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Ясли-сад № 5 г. Ивацевичи»

   К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. На занятиях по математике и в свободное от них время дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений. Учебная программа дошкольного образования предусматривает формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математической стороне окружающей действительности, к математике. В соответствии с этими задачами в учреждении дошкольного образования и должен быть создан уголок занимательной математики, где дети самостоятельно и совместно с воспитателями осваивают и закрепляют математические знания.

 Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом оформленное место. Организуется он, используя при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

  Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.

   Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

  Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.

  Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.

   В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.

    Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Танграм», «Вьетнамская игра» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки.

     В течение года, по мере освоения игр, заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.

    Художественное оформление уголка отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

  Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей, добившихся успехов в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.

   Руководя самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики необходимо учитывать следующее:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, у них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
  3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  4. Объединять в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, математических развлечений.
  6. Обеспечивать единства воспитательно – образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх.
  7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач разностороннего развития детей период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Учебная программа дошкольного образования. -Минск: Национальный институт образования, 2019
свернуть

Оборудование для реализации образовательной области "Элементарные математические представления"